В центре внимания
Интернет-журнал СЕТЕВИК

Более 1000 работников культуры в Ростовской области повысят свою квалификацию

01.02.2021 22:14

Более 1000 работников культуры в Ростовской области повысят свою квалификацию

Ростовская область, 1 февраля 2021. krklvs.ru. 1005 работников культуры и искусства в этом году в Ростовской области повысят свою квалификацию. Такая возможность им будет бесплатно предоставлена в рамках реализации национального проекта «Культура», сообщает портал донского правительства.

«Программы повышения квалификации для сотрудников отрасли разработаны для всех категорий работников культуры и будут посвящены наиболее актуальным и востребованным темам. Участниками образовательного процесса станут представители всех муниципальных образований области», — приводит источник слова министра культуры области Анны Дмитриевой.

Обучение специалисты будут проходить на базе девяти центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров, которые созданы при ведущих вузах и учреждениях культуры и искусства России.

С начала реализации данного нацпроекта курсы повышения квалификации прошли 1053 работника. Всего до 2024 года в донском регионе планируют обучить 5073 специалиста.

Более 1000 работников культуры в Ростовской области повысят свою квалификацию

Фото: https://rostovopera.ru

Ростовская область, 1 февраля 2021. krklvs.ru. В честь 90-летия Ростовского театра музыкальной комедии будет организована театральная встреча «Имена и времена: Григорий Вальяно – пионер и рыцарь оперетты». Она состоится 4 февраля в 19:00 в здании Ростовского государственного музыкального театра, сообщается на сайте учреждения культуры.

Корреспондент ИА «ДОН 24» изучила биографию Григория Ставровича, который стоял у истоков ростовской театральной жизни, и выбрала некоторые интересные фрагменты.

Благородные корни

Григорий – потомок греков, которые обосновались в Таганроге после Русско-турецкой войны 1768–1774 годов. Его отца Ставра Вальяно два раза избирали городским головой, он входил в совет директоров местного театра, занимался благотворительностью.

А вот по линии матери Григорий – внук крупного греческого помещика Дмитрия Алфераки. Сам Дмитрий Ильич происходил из старинного, благородного рода архонтов (высшее должностное лицо в древнегреческих полисах). Во время экспедиции графа Орлова-Чесменского он присоединился к русским войскам и отличился в битвах при Лемносе и Митилене. За эти подвиги его наградили чином капитана, и Дмитрий Ильич перешел в подданство России. От императрицы Екатерины II получил большое имение вблизи Таганрога.

Этот основатель рода Алфераки, как впоследствии и его потомки, активно участвовал в развитии приморского городка. В частности, члены семейства Алфераки много внимания уделяли живописи, музыке и театру. Кстати, в Таганроге на улице Фрунзе, 41, сохранился великолепный дворец Алфераки.

Растратил состояние, бросил службу, стал актером

Григорий Ставрович родился в 1823 году. Он окончил Царскосельский лицей в Санкт-Петербурге, знал несколько иностранных языков, служил в кавалерии. Как отмечается на сайте Донской государственной публичной библиотеки, молодой человек получил большое наследство от отца, однако почти три четверти его быстро потратил на кутежи.

В 1862 году вышел в отставку, вернулся в Таганрог с остатками состояния и так увлекся театром, что «в один прекрасный день сразу порвал все связи с прошлым, бросил военную службу и сделался актером и антрепренером». Этот поступок удивил многих его родственников, знакомых. Они не понимали, как Григорий мог променять военную карьеру и светское общество на театральную деятельность.

Как рассказывал актер, переводчик пьес Григорий Пальма, Вальяно арендовал два театра: в Ростове и Таганроге. Первый был постоянным местопребыванием труппы, а во второй часть актеров отправлялась несколько раз в месяц. Репертуар состоял из драм, комедий, водевилей и опереток.

Григорий был антрепренером и режиссером этого ростовского Гайрабетовского театра. Артист оперетты Александр Бураковский вспоминал, что в те годы в Ростове были в основном красивые каменные дома, и «вдруг в центре города, на Садовой улице, возвышалось единственное деревянное оштукатуренное здание, которое портило своим видом всю улицу». Это строение и было театром. Он вмещал всего лишь 420 зрителей, в нем было плохое освещение, сцена была небольшая и неудобная, проходы в зале – узкие.

И чтец, и жнец, и на дуде игрец

Александр Бураковский подчеркивал, что Ростов может считаться родоначальником «трикового мира» (оперетки). Триковым миром раньше в прессе называли опереточные труппы, чьи артисты выходили на сцену в плотно облегающих костюмах из тонкого трико. Считается, что первые показы оперетт «Болтуны» и «Званый вечер с итальянцами» Ж. Оффенбаха прошли в городе 25 февраля 1869 года.

«Ни в Москве, ни в Петербурге не знали еще этого жанра, как уже там (в Ростове. – Прим. ред.) он процветал под управлением антрепренера, прогоревшего ротмистра Гродненского гусарского полка Григория Ставровича Вальяно», – вспоминал позже Бураковский.

По его словам, антрепренер сам ездил за границу, где покупал много либретто французских и немецких опереток. Их Вальяно переводил по ночам. Кроме того, он сам оркестровывал партитуры, рисовал костюмы, писал декорации, делал бутафорские вещи, режиссировал и разучивал хоры.

«Все оперетки шли с участием хоров Казанской церкви и еврейской синагоги. А для изображения войска, народа приглашались солдаты, в некоторых спектаклях выводились на сцену лошади, ослы, нужно было сооружать башни, корабли, изображать пожары, полеты, поезда и пр. При размерах тогдашней сцены это было адским трудом, который мог преодолеть лишь такой человек, как Вальяно, с такой страстной привязанностью к сцене, какую он имел», – писал журналист, водевилист Б. Камнев (псевдоним Бориса Фонштейна), который застал развитие оперетты на Дону.
Хотя Григорий Ставрович был солидного возраста, он часто и сам играл молодых людей. Актером он был не лучшим, зато приглашал на сцену талантливую молодежь. Многие начали свою карьеру или развили свои способности, работая именно у Вальяно.

Занавес ростовской карьеры

На сцене показывали такие оперетты и феерии, как «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Птички певчие», «Рауль Синяя Борода», «Зеленый остров», «Рыцарь Лантилог и пастушка Аметта», «Дочь рынка», «Глухой, или Полный трактир», «Легкая кавалерия», «Мельник, колдун, обманщик и сват», «Аскольдова могила», «Чертовы пилюли, или Большой выход сатаны», «Иван-царевич», «Гибель фрегата «Медуза» и многое другое. Театр Вальяно пользовался популярностью у ростовчан, антрепренер тратил на него много денег, влез в долги и, как пишет Борис Камнев, прогорел.

«...Я помню последний спектакль на Масляной, когда публика прощалась со своим любимым антрепренером, – овациям не было конца, кричали «Просим! Не уезжайте!». А Вальяно со сцены указывал, что вести дела кое-как не хочет, а вести так, как их вел до сих пор, здание ростовского театра не позволяет, но что он надеется вернуться в Ростов!» – писал журналист.

Затем Григорий Ставрович работал в Санкт-Петербурге и Москве. В Ростов он, как и обещал, вернулся, но уже будучи больным бедняком. Скончался «дедушка оперетты» 21 марта 1888 года в ростовском «Гранд-отеле», который стоял когда-то на пересечении улицы Большой Садовой и Буденновского проспекта.

«Предприятие Вальяно просуществовало до 1875 года – абсолютный рекорд для тех времен, когда труппа собиралась, как правило, на один сезон. За эти годы он поставил десятки оперетт. Таким образом, историческая заслуга Вальяно двойная: создал первую в России стационарную опереточную труппу и заложил основы российского опереточного репертуара», – написано на сайте Ростовского музыкального театра.

Источник

Читайте также
Редакция: | Карта сайта: XML | HTML