На археологические исследования для благоустройства набережной в Азове направят почти 10 млн
Ростовская область, 17 августа 2020. krklvs.ru. Донской губернатор Василий Голубев распорядился направить почти 10 млн рублей на археологические исследования для благоустройства набережной реки Азовка. Об этом сообщается на сайте правительства Ростовской области.
Планируется благоустроить набережную в районе спуска Молокова до подвесного моста. Этот участок расположен в границах охраняемого памятника археологии Азова – «Городище Азака–Тана с некрополем». В связи с этим необходимо проведение археологических исследований.
«Полная стоимость работ по благоустройству составит 55 млн рублей без учета средств, выделенных на археологию. Проект реконструкции набережной будет завершен в этом году», - говорится в сообщении.
Ранее в Азове голосовали за проекты для благоустройства в 2020 году. Ремонт набережной выбрали 4183 жителя города – 71,2% от общего количества голосовавших.
Согласно данным открытых источников, первое письменное упоминание о золотоордынском городе Азак-Тана относится к 1269 году. Через него проходил Великий Шелковый путь из стран Западной Европы в Персию, Индию, Китай. В 1395 году войска тюрко-монгольского военачальника Тимура Тамерлана разгромили Азак, а еще через 100 лет город вошел в состав Османской империи и стал известен как Азов.
Ростовская область, 17 августа 2020. krklvs.ru. Вписать меры поддержки креативных кластеров в программу развития сельских территорий и другие федеральные программы предложила вице-премьер РФ Виктория Абрамченко. Есть ли в Ростовской области арт-проекты, которые могли бы стать ядром такого кластера, и у каких территорий имеются для этого реальные перспективы?
Резиденты, объединяйтесь
На встрече вице-премьера с представителями творческой индустрии говорилось, что появление креативных кластеров на селе и в малых городах дает большой эффект. Например, арт-парк в деревне Никола-Ленивец Калужской области дал толчок развитию туризма; в городе Сысерть Свердловской области у территории заброшенного завода, из которого создают современный культурный центр, уже предполагается возвести жилой комплекс. Подобные проекты, отметили участники встречи, повышают инвестиционный и туристический потенциал регионов, на территориях появляются новые рабочие места, развивается предпринимательство.
Для развития таких кластеров в малых городах и на селе необходимо, по мнению Абрамченко, создать нормальные бытовые условия для жизни и работы, провести высокоскоростной интернет, который позволил бы инициаторам проектов продвигать свой «товар». Кроме того, можно проработать налоговые и неналоговые меры поддержки со стороны государства. Меры поддержки творческих кластеров можно предусматривать в федеральных программах - к примеру, в комплексном развитии сельских территорий.
Прежде всего, надо понять, что имеется в виду под понятием «креативный кластер».
«Это пространство, где есть различные подразделения, в общей сложности кластер объединяет между собой около 40 резидентов, – говорит Александр Кулешов, владелец проекта «Кластер C52». – В Ростове пока работают по старой схеме – арендатор большого здания, разделенного на несколько помещений, сдает их в аренду. Поэтому, если говорить о соблюдении формата, это «Кластер C52». Есть еще многофункциональный центр «Табачка», расположенный в исторической и деловой части города, но у этого пространства нет глобальной стратегии развития, которую оно бы подавало в городскую среду. То есть концепция есть, но не в контексте креативного кластера. Абсолютно не «прорабатывают» дворы, не создают в них уют, а это основная и востребованная часть в Ростове. Остальные ростовские креативные пространства – это кофейни и пара ресторанчиков».
В Ростовской области уже существует несколько мест, завоевавших популярность у туристов. Например, «Лога-парк» или комплекс «Эльдорадо» в Каменском районе. По мнению Александра Кулешова, это в большей степени частные истории, и при этом, скорее, не креативные, а природные кластеры, но управляются они по тому же принципу. В качестве примера эксперт приводит проекты основателя креативного пространства «Циферблат» Ивана Митина.
И жизнь заклубилась
После «Циферблата» Иван Митин вместе с владельцем фермерского кооператива Александром Гончаровым основал загородный отель «Болотов. Дача» в Тульской области. «Болотов. Дача» – усадьба в 110 км от Москвы в деревне Дворяниново. Здесь все построено на контрасте – комфорт и дикие места вокруг. Гости дышат свежим воздухом, гуляют, покупают на ферме натуральные продукты. Со временем вокруг этого клубного дома появилась целая деревня – людям так понравилось, что они захотели здесь жить, и основатели дачи построили и стали продавать стилизованные ирландские домики. В прошлом году Митин затеял строить экоотель «Шато-шапито» – тоже по сути деревню. Гостиничные номера находятся в сафари-тентах, специально перевезенных сюда старых грузинских домах, железнодорожных вагонах, отремонтированных трейлерах, цыганских кибитках и домах на деревьях. Там есть сад и ферма, куда приезжают работать волонтеры со всего мира. Рядом красивый лес, где проложен маршрут. Митин создал в «Шапито» особую атмосферу, волшебную, абсурдную, театрализованную, и людям это нравится. В перспективе вокруг «Шато-Шапито» планируется продавать дома.
Офис в лавандовом поле
По мнению Александра Кулешова, ядром креативного кластера может стать что угодно, не только здание, какая-то определенная локация, но и просто движение. Так случилось с индустриальной биеннале современного искусства в Южно-Уральске. Первая попытка провести концептуальную выставку случилась в 2010 году, и постепенно Уральская биеннале стала одним из самых важных проектов в сфере российского актуального искусства. За это время в ней приняли участие более 300 художников из 70 стран, а площадками стали 14 заводов Екатеринбурга и региона.
В Ростовской области такой точкой притяжения мог бы стать заброшенный, но хорошо сохранившийся дореволюционный металлургический завод Дмитрия Пастухова, вернее несколько фактурных старинных корпусов. Завод расположен в Красном Сулине, к которому близлежащие вокруг богатейшие антрацитовые копи привлекли одного из самых ярких промышленников юга России второй половины XIX века.
Если говорить о формате этнодеревни, то они на Дону тоже имеются: в Константиновском районе хутор Старозолотовский, который вошел в рейтинг самых красивых деревень России, или в Усть-Донецком районе станица Пухляковская с этнокомплексом «Затерянный мир».
«С учетом того, что многие крупные компании перешли на формат удаленной работы, в таких живописных местах можно было бы организовать летнее офисное пространство, – считает Александр Кулешов. – Люди бы работали и отдыхали. Не надо тратить время на переезды, все красоты в шаговой доступности – река, лавандовое поле, виноградники».
Кластер в чистом поле не вырастет
Эксперты, оценивая перспективы создания креативных кластеров на селе, подчеркивают, что в чистом поле они вряд ли вырастут.
хВспомните проект создания игорной зоны «Азов-Сити»: все так и закончилось ничем, – говорит совладелец агентства винных событий «Сыр. Вино и Джаз» Алексей Матвиенко. – Да и сейчас время непростое. Поэтому важны анализ территории, ее уже сформировавшийся имидж, наличие инфраструктуры. Мне кажется, что туристическими кластерами с уклоном в сельский туризм, активный отдых и эногастрономию могли бы стать локации в Неклиновском и Мясниковском районах. В последнем, например, две винодельни и сыроварня, куда охотно едут туристы. Есть немало пищевых производств, плюс присутствует локальный колорит. Тот же маяк в поселке Мержаново – точка уже известная на карте, и к ней можно было бы привязать другие объекты инфраструктуры. Немаловажный фактор – транспортная доступность и коммуникации.
Туристическим кластером мог бы стать Цимлянский район, только к делу надо подключить завод Цимлянских вин. Потенциал там огромный – и природа, и традиции виноделия, и сами винодельни неподалеку, кроме того, еще с советских времен построены базы отдыха и пионерские лагеря, где можно было бы размещать гостей. Вот на этой территории может быть качественно реализован как проект с этноколоритом, так и ультрасовременные площадки для фестивалей.