В центре внимания
Интернет-журнал СЕТЕВИК

Спектакль-бестселлер, «Эсмеральда», «Наваждение»: чем будет удивлять фестиваль балета

18.08.2019 8:17

Спектакль-бестселлер, «Эсмеральда», «Наваждение»: чем будет удивлять фестиваль балета

Ростов-на-Дону, 1 июня 2019. krklvs.ru. В донской столице дали старт масштабному празднику классического танца – II Международному фестивалю балета имени Ольги Спесивцевой, известной всему миру балерины, уроженки Ростова.

«Молот» поговорил с его автором и идейным вдохновителем, главным балетмейстером Ростовского государственного музыкального театра, лауреатом международных конкурсов Иваном Кузнецовым о том, каких сюрпризов ждать публике, почему юмору в балетном спектакле - самое место, и что на фестивале свяжет Ростов и Париж. А еще балетмейстер рассказал о том, как получилось, что его карьера танцовщика оборвалась в один миг, и почему об этом не жалеет.

Спектакль-бестселлер

– Иван Леонидович, фестиваль классического танца впервые прошел в Ростове в прошлом году. Сейчас, как и тогда, вы уверены, что это – яркое событие не только для публики, но и для танцовщиков ростовской труппы. Почему?
– Понимаете, когда крупное событие организуешь в сжатые сроки, это мобилизует. В придачу, когда приезжают «звезды», неизбежно смотришь на них, тянешься и в итоге очень заметно профессионально растешь. Так что фестиваль – это действительно праздник не только для зрителей, но и для нашей труппы.
Еще в прошлом году нам хотелось назвать его в память великой Ольги Спесивцевой, «лучшей Жизели». Но тогда мы даже просто технически не успели это сделать. От дня, когда родилась идея фестиваля, до ее воплощения в жизнь прошло лишь три месяца. Зато теперь он носит имя знаменитой ростовчанки!

– На взгляд рядового зрителя, программа в этом году более чем необычная. К примеру, театр пригласит на две встречи с московским балетным критиком Романом Володченковым, который расскажет о жизни балетной звезды Дона Спесивцевой и о юморе, которому есть место в классическом танце. Можно будет увидеть современную хореографию. И это еще не весь перечень.

– Наша задача не только в том, чтобы увеселять. Мы хотим понемногу рассказывать и показывать новое, необычное. Тем более что ростовский зритель – замечательный и всю эту новизну с радостью принимает. Если говорить о современной хореографии, то мы пригласили танцовщиков балета «Москва». Эта труппа – лидер современного российского балета. К слову, одноактный балет «Эквус», который в том числе увидит наша публика, – их бестселлер, и он сделан с юмором. В таком искусстве, как танец, где нет ни одного слова, юмор – дело тонкое и очень сложное. Но выполнимое. Больше того, юмор приближает балет к зрителю, ведь искусство классического танца не обязательно должно восприниматься как нечто сверхэлитарное и заумное.
Для меня ценно и то, что пройдет открытый мастер-класс Андрея Клемма, педагога-репетитора балетной труппы Парижской национальной оперы. Я его долго уговаривал, у него очень плотный график. В Ростов он прилетит в ночь на 2 июня и вечером того же дня улетит. Но хотя бы так...

«Люблю его до мурашек»

– Частью фестиваля станет и премьера нашего театра – балет «Эсмеральда». Насколько я знаю, вы считаете, что он очень идет ростовской труппе...

– Мне кажется, я не прогадал, и спектакль нам подходит. Он близок по темпераменту, эмоциональности, страстности, по накалу драматизма. Он позволит артистам ярче себя проявить. Немаловажно и то, что мы покажем не каноническую версию Мариуса Петипа, а спектакль в редакции выдающегося, но несправедливо недооцененного у нас в стране советского балетмейстера Владимира Павловича Бурмейстера. Он поставил его специально для Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. И спектакль за пределами этой сцены еще никогда нигде не ставили. Его не коснулась цензура. Лично я люблю его до мурашек! В Москве после финального, третьего, акта многие зрители уходят в слезах. Но при этом у нас свои, авторские, очень необычные декорации (две задние колонны-башни будут передвигаться по ходу спектакля), костюмы, сценография – так что это наш эксклюзив. Очень приятно, что на премьеру приедет дочь Владимира Павловича.

Спектакль-бестселлер, «Эсмеральда», «Наваждение»: чем будет удивлять фестиваль балета
– Чьей инициативой было дать волю эксперименту? Ведь на фестивале покажут и работы начинающих балетмейстеров театра – артистки балета Юлии Гайворонской и педагога-репетитора Елены Лыткиной.

– Я предложил всем ребятам: мол, есть возможность поставить на большой сцене маленький, на 15 минут, балет – хотите? Двое откликнулись. Правда, Лену Лыткину, по совместительству мою супругу, я еще и настоятельно попросил (улыбается). В итоге Юлия поставила балет «Наваждение», а Лена – «Такое разное танго». Они очень старались, использовали каждую минутку, когда артисты не заняты в подготовке основных постановок, репетировали с ними. Целиком эти работы я специально не смотрел. Хочу увидеть их в день премьеры, как зритель, чтобы испытать всю гамму эмоций.

Спектакль-бестселлер, «Эсмеральда», «Наваждение»: чем будет удивлять фестиваль балета

В роддом на костылях

– Вы много лет были очень успешным танцовщиком, исполняли ведущие партии. Но карьера оборвалась в один миг... Признаетесь, что ни капли не жалеете. Разве это возможно?

– Мою карьеру танцовщика завершил один прыжок, когда я в лоскуты порвал правое колено. Случилось это на премьере «Корсара» в Новосибирском театре оперы и балета, уже почти в самом конце акта. Сначала – дикая боль. Потом, делая вращение, понял, что правую ногу не чувствую. Докрутил, вышел за кулисы и упал. Меня отвезли в травмпункт. Кстати, самым тяжелым стало то, что травмировался я за 20 дней до рождения ребенка. Мы с женой тогда были забавной парочкой, над нами все по-доброму посмеивались. После операции я ходил на костылях, носил поверх больной ноги тутор – специальную медицинскую конструкцию. А жена была на сносях. Но в роддом к ней все равно поехал – на этих костылях и на обезболивающих. Самое поразительное: в прошлом году решил все-таки попробовать станцевать в «Баядерке» (прошлогодней премьере ростовского музтеатра. – Прим. ред.). Долго тренировался, разработал правую ногу - и порвал колено на левой. Я не жалею. Честно. Считаю, что это судьба. Я уже все сказал как танцовщик, и сейчас получаю невероятное наслаждение, занимаясь творчеством, постановками, работая бок о бок с выдающимися мастерами.

Источник

Читайте также
Редакция: | Карта сайта: XML | HTML