Вершки и пяди: что означают «мерные» поговорки?
Многие поговорки и пословицы, несмотря на использование, потеряли истинный смысл — из-за того, что пропали понятия, которые были в них заложены. Так, например, меры длины вроде вершка, аршина или пяди перестали быть актуальны после введения метрической системы в 1918 году, и, хотя фразеологизмы на их основе на слуху, не все смогут точно объяснить их значение.
Во всех культурах мира человек использует знакомые понятия для незнакомых, отметила заведующая кафедрой теории, истории культуры, музеологии НГПУ Елена Тихомирова. Когда человек познавал мир, он брал, что знает лучше всего — тело, и переносил по сходству на, например, географический объект. Так возникали названия вроде подножия или перешейка. Тоже самое было с мерой длины.
Два вершка
Вершок — длина фаланги пальца, то есть 4,4 сантиметра. Известный фразеологизм «От горшка два вершка» описывает очень маленького человека или ребенка.
«Два вершка — примерно девять сантиметров. Понятно, что людей такого роста не бывает. В то время нормальный рост взрослого составлял два аршина, а затем к нему прибавляли вершки. От горшка два вершка человек роста примерно 151 сантиметр», — объяснила Тихомирова.
Семи пядей Говорить правильно: какие слова выдают неуча
Выражение «Семи пядей во лбу» появилось на основе мнения о том, что по высоте лба можно судить об уме человека. При этом пядь — расстояние между концами растянутых большого и указательного пальцев — составляло 17,78 сантиметров. Выражение основано на гиперболе, потому что человек семи пядей во лбу должен был бы иметь лоб высотой около полутора метров, говорит доцент кафедры филологии НГТУ Елены Дубровской, .
По похожему признаку построена поговорка «Не отдать ни пяди земли». Она означает «не отдать даже самой малой части земли», даже почти 18 сантиметров.
Свой аршин
Эта мера длины предположительно произошла от персидского слова «локоть» и составляла длину 71 сантиметр. «Из-за того, что локоть у всех разный, появилась поговорка "Мерить на свой аршин". Это говорят о человеке, который судит всех по себе», — пояснила Тихомирова.
«Как аршин проглотил» — выражение означает напряженного человека, который стоит ровно, словно проглотил линейку размером с аршин (такие раньше изготавливали для измерения тканей).
Видеть на сажень
Сажень произошла от слова «сягать», то есть дотянуться рукой. Видов саженей было очень много. Косая сажень — расстояние между большими пальцами вытянутых противоположных рук и ног человека. Например, выражение «Видеть на сажень сквозь землю» означает — отличаться большой проницательностью.
Верста
Этот термин не связан с телом человека. Первоначально верста — расстояние от одного до другого поворота плуга во время пахоты и возникло от слова «вертеть». Оно впервые появилось в словарях 11 века. «Длина версты в то время вроде как 1060 метров. На самом деле величина версты исторически менялась, в 1649 году была установлена межевая верста в одну тысячу саженей для измерения земельных участков», — отметила преподаватель НГПУ.От вершка до сажени: русская система мер
А при царе Алексее Михайловиче появилось понятие «коломенская верста», означающая верзилу или очень высокого человека. Эта фраза родилась когда государь повелел расставить столбы вдоль дороги от Москвы до летнего дворца в Коломенском на расстоянии 700 саженей друг от друга.
С этой мерой длины связано несколько поговорок, в которых верста выступает символом большого расстояния. «Его за версту видно» — о хорошем или плохом человеке, дела которого заметны далеко.
«От слова до дела целая верста» — так говорили на Руси о человеке, который хвастается, но реальных дел не совершает.
«За семь вёрст киселя хлебать» — выражение построено на алогизме, потому что ехать за традиционным киселем такое большое расстояние не имеет смысла. То есть речь идет о бессмысленной поездке.
«Бешеной собаке семь верст не крюк» — выражение обозначает, ситуацию, когда глупость заставляет тратить лишние усилия. Семь вёрст в этой поговорке, можно успешно заменить на 8 километров, смысл не изменится.
Современное употребление
Сегодня в употреблении в речи встречаются ошибки, связанные, в первую очередь, с формой. Например, недавно студентом был составлен объяснительный контекст «Он был настоящим семи пядями во лбу», привела пример Дубровская.
«Студентам было предложено собрать 10 фразеологизмов, объединенных одной тематикой, составить к каждому из них объяснительный контекст и представить это в формате презентации. Следовательно, приведенный мной пример был записан и озвучен, но ни в одном из вариантов не вызвал сомнений у аудитории, из чего можно сделать вывод, что вот эти грамматические нарушения современные студенты не чувствуют, так как само слово "пядь" для них не является употребительным», — добавила преподаватель.