Восемь погибших: 11 ноября 2007 года в Азовском море затонули четыре судна
Ростов-на-Дону, 11 ноября 2019. krklvs.ru. 12 лет назад в Азовском море затонули четыре корабля и погибло восемь человек. Причиной человеческой трагедии и экологической катастрофы стал шторм силой шесть-семь баллов с ветром около 32 м/с.
Ранним утром 11 ноября 2007 года пошел ко дну российский танкер «Волгонефть-139». Судно загрузили мазутом в Самаре, оно должно было доставить груз на Украину. Во время непогоды танкер оказался вблизи Керченского пролива.
Фото: picstopin.com
Судно не выдержало натиска стихии и развалилось надвое: носовая часть осталась на якоре, а корма, на которой находилась команда, отправилась в дрейф. Моряки пытались посадить ее на мель, чтобы дождаться спасателей. Получилось это только к вечеру, вблизи косы Тузла. Во время спасательной операции с обломка корабля сняли 13 человек. Никто из них не пострадал. Но это крушение стало одной из причин экологической катастрофы — в море вылилось больше 1000 тонн мазута.
Тем же утром в районе порта «Кавказ» ко дну пошел сухогруз «Вольногорск», перевозивший 2500 тонн серы. Сначала сообщалось, будто вещество не попало в воду, но позже выяснилось, что это не так. Однако экологов это обеспокоило не сильно — сера перевозилась в чистом виде и была не опасна для моря. Экипаж вовремя успел покинуть сухогруз на спасательном плоту. Моряки самостоятельно высадились на берег, все восемь человек были доставлены в больницу. Большая часть пострадала от переохлаждения, но серьезных травм удалось избежать.
Фото: youtube.com
После полудня стало известно: затонул еще один сухогруз с серой. На борту «Нахичевани» находились 11 членов экипажа. Троих спасли и доставили в больницу, все они были определены в реанимацию. Остальных всю ночь в море искали четыре судна, а на берегу поиски вели около 70 человек. Тела трех погибших выбросило на берег утром 12 ноября. Поиски оставшихся пяти человек велись с вертолета, а как только позволила погода, на помощь отправились самолеты из Ростова и Сочи.
Вечером отправился на дно еще один сухогруз с серой. «Ковель» наткнулся на затонувший утром «Вольногорск» и получил пробоину. Экипаж пересадили на буксир и отправили на берег, а судно ушло под воду около 19:00.
Фото: vk.com
Корабли, находившиеся вблизи Керченского пролива, стали выходить в открытое море. Всего было выведено больше 40 судов.
«Особенность Керченского пролива заключается в том, что здесь мало бухт для укрытия судов от шторма», — сообщали СМИ.
Оставшиеся в проливе две баржи сели на мель, но находившихся на них людей быстро сняли спасатели.
Позже выяснилось, что во время разгула стихии погибли восемь человек, а в море попало около 3000 тонн мазута и почти 7000 технической серы.
Фото: vk.com
Экологи, студенты и добровольцы несколько месяцев очищали берег от выброшенного на него мазута. Было собрано больше 5000 тонн смеси песка, водорослей и нефтепродуктов. Загрязнение стало причиной гибели огромного количества рыбы и птиц.
Фото: m.sabah.com.tr
Последствий катастрофы ждали и летом 2012 года: от холода мазут мог собраться комками и опуститься на дно, а летом, когда вода станет теплой, всплыть на поверхность. Но перед началом купального сезона водолазы обследовали больше 50 тысяч кв. метров морского дна у берегов Крыма и мазутных пятен не нашли.
Фото: greenpeace.org
Существует несколько мнений о причинах кораблекрушений. По одной из версий, экипажи не получили предупреждений о надвигающейся непогоде, по другой — отнеслись к предупреждению халатно. Также СМИ писали, что непогода оказалась гораздо сильнее, чем предупреждали синоптики.
По мнению некоторых экспертов, море смогло очиститься от загрязнения только через два года.
Фото: m.sabah.com.tr
По версии портала neftegaz.ru разлив мазута в Азовском море входит в десятку самых крупных экологических катастроф, связанных с утечкой нефтепродуктов. Также в этом списке взрыв на нефтяной платформе в Мексиканском заливе в 2010 году.
При подготовке материала были использованы публикации на порталах neftegaz.ru, studbooks.net, ria.ru, proza.ru, sakhalin.info, rbc.ru.